МЕНЮ
САЙТА
КУБИКИ ЗАЙЦЕВА
+7-495-509-4224, +7-929-9000-196
КУБИКИ ЗАЙЦЕВА
+7-929-9000-196

Русский язык складывается из кубиков Зайцева


Еще 130 лет назад Лев Толстой доказал Московскому комитету грамотности, что учиться читать лучше по складам, а не по звукам. Чтобы учиться, нужны инструменты. И самый первый - это умение читать. От того, как этот инструмент настроен, во многом зависит путь ученика: легкий и успешный или трудный, горький, полный разочарований. Хотите, чтобы ребенок начал читать так же естественно, как ходить или говорить? Тогда вам нужны кубики Зайцева.


Фокусы Николая Зайцева

Николай Зайцев и его кубики Однажды вечером, давным-давно, когда еще не было готовых кубиков и их надо было самостоятельно наполнять и клеить, все и случилось: ребенок начал читать. Кубик еще подсохнуть не успевает, а уже вставлен в слово. Хорошо, рядом был младший, было кому принять наследство - целый набор кубиков Зайцева.

Это частое дело, однако! Четырехлетки начинают читать по кубикам Зайцева через три-четыре занятия по тридцать минут. Взрослые люди, иностранцы, не знавшие до встречи с Зайцевым ни одной русской буквы, к концу первого же занятия - на 27-й минуте! - начинают складывать из кубиков Зайцева свои первые слова по-русски.

Интересно, что такой фокус показывал еще Лев Толстой, обучая грамоте крестьянских детей. И приглашал на него посмотреть Московский комитет грамотности.

Ведь склады придумал не Зайцев. По складам учили читать в России еще в начале XIX века - был такой букварь Федота Кузьмичева. Скорее всего, по нему учился и сам Толстой, создавший потом свою "Азбуку" со складами и боровшийся со звуковым методом, пришедшим в Россию из Германии. Вот как он защищал складовой способ: "...по нему ученики выучиваются грамоте гораздо скорее, чем по всякому другому: способный ученик выучивается в 3, 4 урока хотя медленно, но правильно читать, а неспособный - не более как в 10 уроков...".

Благодаря большим тиражам "Азбуки" до и после революции складовой способ широко распространился в России, он же был основным при ликвидации безграмотности. Прорыв был сделан: если в 1914 году из ста новобранцев грамотными были двое, то накануне Великой Отечественной только двое из ста мобилизованных были неграмотными.

Но прошло 130 лет, и Зайцеву приходится снова доказывать, что складовой способ обучения чтению - лучший. Тем более что склады Зайцев разместил на кубиках и в таблицах, оставив только одно-, двухбуквенные, их оказалось всего 246, да дети начали их еще и распевать. Их теперь удобно напрямую предъявлять: не "бэ-а - ба", "вэ-я - вя", "же-а - жа", как во времена Толстого, а сразу "ба", "вя", "жа"...

Методика Зайцева стала понятнее, доступнее для родителей, воспитателей, учителей. Толстовские выкладки о сроках выхода в чтение - 4-10 уроков - массово подтверждаются даже при обучении дошкольников.


Вредно ли учить читать по Зайцеву слишком рано?

Статьи о вреде раннего обучения чтению и в XIX веке только "звуковики" писали, и в XXI они же. Научить читать по звуковому способу даже первоклассников трудно, а в 3-5 лет без вымучивания и вовсе невозможно. Но как тогда родители не верили этим статьям, так и сейчас не верят. И тогда читающие трехлетки были, а сейчас тем более не редкость.

Родителям по душе то, что предлагал, например, Борис Павлович Никитин: "Обучение грамоте с двух лет обязательно, потому что это необыкновенно развивает ребенка". Семнадцатилетний опыт работы Зайцева с детьми показывает: дети, знакомые с кубиками Зайцева, быстрее "выходят в речь", чище берут звуки, успешнее развиваются. Некоторые начинают читать в два года, многие в три.

Метод обучения по Зайцеву здоровьесберегающий! То, что учеба в ее нынешней форме вредит здоровью, это знают все. Сколиоз, близорукость, школьные неврозы... Зайцев же, наоборот, спасает. Если школа говорит: сиди, то Зайцев - не сиди. Если школа говорит: не вертись, то у Зайцева надо как раз вертеться, чтобы увидеть нужную таблицу, на таблице найти нужный столбец, приходится тянуться, а малышам и на цыпочки вставать, чтобы показать указкой склады. Школа лишает движения даже глазное яблоко: смотри на доску или смотри в тетрадь, не считай ворон. У Зайцева же необходимо вести глазами по строке на таблице, которая висит высоко: 150-170 см от пола. Буквы на ней большие, цветные, хорошо видны даже с нескольких метров. В результате осанка у детей выправляется, есть заключение Института офтальмологии: улучшается зрение даже в таких случаях, как амблиопия и косоглазие, а проблем с дисциплиной куда меньше!


Почему же то, чего Зайцев добивается, играя с детьми, идет в школе так долго и трудно?

Основа программы начальной школы - выучить читать и считать. Войдите в положение ребенка: буквочки маленькие, черненькие, друг на друга похожи, да еще оказывается, что они гласные, согласные, звонкие, глухие, твердые, мягкие - вон сколько пород да видов с "научными" названиями. Не просто "бэ", как раньше думал, а с чем-то согласная, звонкая, да при этом еще и твердая. Но может и мягкой быть: белка. И глухой: юбка, гриб. И еще фонемой! Кого такое не отпугнет?

Для чего школа морочит этим голову ребенку? Не нужны им пока ни термины, ни тем более далекие от науки определения. Конечно, нужно уметь отличать гласные от согласных, звонкие от глухих, твердые от мягких, но почему обязательно только через термины и определения?

Слово "мел" первоклассники должны уметь еще и в таком виде представлять: "м-эл". Они, конечно, не верят, что ежик - это "й-ожик". И правильно делают. Дети слышат лучше и тоньше нас. Они прекрасные звукоподражатели. Побывайте на переменке в начальной школе: автоматы строчат, полицейские машины воют, ракеты взлетают.

Экспериментальные исследования показывают, что носители языка различают не 6 гласных фонем, а 18 гласных эталонов, связанных с мягкостью-твердостью соседних звуков.

Ну не могут дети поверить, что в конфете есть "э", поскольку не было его никогда ни в их акустических, ни в мускульно-произносительных ощущениях. Да и акустические приборы, как оказалось, его в конфете не обнаруживают. Зачем же, не жалея времени и сил, убеждать их в реальности того, что не существует?

И с определениями ни в коем случае спешить не стоит. Методисты стремятся сделать их кратенькими, однозначными. Наука таких для гласных, согласных, слога еще не имеет. Зачем же учить с детьми абракадабры вроде: "Гласные - ртораскрыватели. Чем громче их произносим, тем шире раскрываем рот. Согласные - ртосмыкатели. Чем громче их надо произнести, тем плотнее надо сжать рот." Так написано в учебнике для пятого класса под редакцией М.В.Панова.

Детям вполне достаточно хорошо организованного показа и объяснений, что гласные "голосом" образуются, а согласные с ними "дружат", согласуются.

Неужели ученики определений требуют? Скорее учителя без них жить не могут: что тогда задавать, спрашивать, как проверять?

А что такое самостоятельное составление (поначалу с почти незаметной помощью Зайцева) слова из кубиков? Чудо настоящее, превращение невидимого слова из звуков в видимое слово из букв!


Как Зайцев придумал кубики?

В школьном материале порой очень трудно разобраться. Сплошь анализ, нет нигде синтеза. Но анализ, как пишет академик Эрдниев, - это Средневековье: все пытаемся разобрать на атомы. А собрать из разрозненных атомов школьной программы цельное знание о предмете, а тем более о мире не всегда удается.

Как появилась таблица Менделеева? Он преподавал и в гимназии, и в университете, надо было донести материал до ученика. И создана-то таблица была как методическое пособие для нужд обучения, а возможность предсказания новых элементов оказалась уже побочным эффектом.

Самая идеальная таблица - это географическая карта.

Такие же опоры нужны и в русском языке. Иначе ничего не остается в памяти.

Таблицы и кубики - реальная возможность включить в работу все способы восприятия и запоминания. Ребенок видит, причем работает у кубиков Зайцева все: размер, цвет, последовательность складов, в кубиках - звук, вес, цвет.

Гласные, согласные, твердые, мягкие, звонкие, глухие на кубиках и в таблицах настолько хорошо показаны и разделены Зайцевым, что термины (когда их между делом начнем употреблять) чуть не сами собой начнут проникать в детскую речь. Вертя кубик, "печатая" слово указкой по таблице, ребенок ориентируется еще и пространственно, запоминает телом. Склады поем - включаются в работу слух, ритм.

А зайцевские таблицы и кубики - это действительно код. Например, в третьей таблице способов обозначения твердости и мягкости согласных на письме представлено даже больше, чем в университетском курсе!

Кубики Зайцева сейчас созданы и работают на многих языках: белорусском, украинском, татарском, казахском, французском...


Об этой публикации

Еще в ноябре далекого 2006 г. интернет-магазин РАЗВИВАЛКИ.RU организовал беседу Николая Зайцева с корреспондентом "Новой газеты". Интервью с Зайцевым при финансовой поддержке интернет-магазина было опубликовано в 83-м номере газеты. Настоящая статья подготовлена по материалам публикации.

© Алексей Буров 18.08.2015 29.05.2017