МЕНЮ
САЙТА
КУБИКИ ЗАЙЦЕВА
+7-499-399-3931, +7-929-9000-196
КУБИКИ ЗАЙЦЕВА
+7-929-9000-196

Как научить читать ребенка в любом возрасте

Современных родителей начинает волновать вопрос: как научить ребенка читать, когда малыш минует рубеж возраста одного, двух, трех и так далее лет (зависит от усердия родителей). Существует несколько разработанных методик. Их эффективность доказана многочисленными примерами. Самыми действенными считаются три способа:

  • кубики Зайцева (по его авторской методике),
  • карточки Домана (по его авторской методике),
  • традиционный "Букварь".

Каждый из этих способов имеет свои положительные и отрицательные моменты. Родители должны определиться, какая методика больше подойдет их малышу. Разберем каждый способ отдельно.

Учим читать по кубикам Зайцева

Эта замечательная методика объединяет в себе сразу два занятия: игру и обучение. Поэтому по ней учить чтению можно с двухлетнего возраста. Даже если перед вами еще стоит задача выучить свою кроху говорить правильно, можно уже ставить другую: как научить читать. В этом возрасте азбука или букварь не привлекут внимание ребенка надолго. Два или три года - это возраст, когда хочется все трогать, передвигать, бросать, складывать, то есть изучать руками, движениями. Кубики с различными изображениями и издаваемыми звуками будут для него очень заманчивым занятием.

Зайцев, разрабатывая свою систему, пытался понять, как же ненавязчиво учить малыша читать. Для этого нужно просто понаблюдать за его поведением. Ребенок не может долго сидеть на одном месте, ему будет скучно, он устанет. Поэтому Зайцев придумал, как заниматься с интересом - через игру в стучащие и звенящие кубики!

По методике Зайцева можно научить читать малыша раньше, чем он начнет более или менее правильно говорить. Главное - ребенок должен уметь произносить звуки. Основу составления слов из "складов" и чтения таким способом заложил еще Лев Толстой. Он использовал букварь Кузьмичева. Великий классик сам учился чтению, используя склады. Зайцев объединил систему Толстого по обучению чтению детей с элементами игры. С кубиками использовать склады стало удобнее и проще.

Этот способ уникален тем, что дает возможность освоить чтение на русском языке даже детям иностранных государств, которые никогда не разговаривали по-русски. Причем эту науку они осваивали за рекордно короткий срок. Их родители, не зная ни одной буквы русского языка, уже через 30 минут занятий овладевали азами беглого чтения.

  • Положительные стороны:
    • Дети очень быстро осваивают чтение. На это потребуется: ребятишкам до трех лет - 8-9 месяцев, до четырех лет - 16 уроков, до пяти лет - 10 уроков, до шести лет - 6 уроков; взрослым иностранцам - до 40 минут.
    • Метод обучения чтению по кубикам Зайцева поможет найти общее увлекательное занятие взрослым и детям, сблизит их, поможет лучше понимать друг друга.
    • Этим способом можно учиться как индивидуально, так и группой. Можно использовать в детских садах и других дошкольных учреждениях.
    • В случае отъезда или болезни в занятиях можно сделать перерыв. Это не скажется негативно на пройденном материале.
    • Методикой могут воспользоваться, показав прекрасные результаты, "особые" дети с диагнозами ОНР, ЗПР, ММД, аутизм, алалия. Способ подойдет для ребят, которые имеют проблемы со слухом и зрением.
  • Отрицательные стороны:
    • Набор кубиков с таблицами стоит довольно дорого.
    • Метод предполагает использование таблиц и схем большого формата. Их развешивают на стене выше роста ребенка.
    • Не рекомендуется допускать перерывы в занятиях с ребенком.

У методики Зайцева есть свои противники. Это консерваторы, предпочитающие использовать традиционные методы в решении вопроса обучения детей чтению. Однако большой разницы между слогами и складами нет, поэтому проблемы в школе не возникнут. К сожалению, сберегающий здоровье детей метод Зайцева - как научить читать малыша, используется не повсеместно. Его, в большинстве случаев, применяют отдельные негосударственные организации. Но в Белоруссии эту систему планируют рекомендовать государственной системе образования.

Учим читать по карточкам Домана

Глен Доман был американским врачом. Он специализировался на лечении умственно отсталых детишек. Он не исследовал аспект, как научить читать ребенка. Его задачей было разбудить умственные способности в своих маленьких пациентах.

Естественно, что в оздоровительные программы входила задача обучения чтению. Но как научить читать по обычному букварю умственно отсталого ребенка? Даже здоровым деткам долго приходится объяснять принцип сложения букв в слоги, а слогов в слова. Со своими юными пациентами у доктора тем более ничего не получалось.

Тогда, в 40-е годы прошлого века, как и сейчас, повсеместно применялся метод обучения детей с помощью карточек. Доман применил следующий метод. Элементарные слова, написанные большими красными буквами, четко и громко повторялись много раз, пока ребенок не выучит их наизусть. Занятие продолжалось не более 10 секунд. В день подобные уроки нужно было провести 20-30 раз.

Результат был ошеломительный. Дети запоминали письменные обозначения букв и слов. Проблема, как научить читать таких детей, больше не стояла. Они научились, таким образом, скоростному чтению, причем это активизировало работу мозга, и лечение начало продвигаться успешнее. Тогда доктор таким же образом решил попробовать решить задачу обучения чтению здоровых детей. Этот способ срабатывал даже с грудными детьми!

  • Положительные стороны:
    • Все дети без исключения осваивают эту науку.
    • Кратковременные упражнения не утомляют.
    • Можно заниматься только индивидуально, налаживая тесный контакт с малышом.
    • Умственно отсталые дети быстро осваивают навыки чтения.
  • Отрицательные стороны:
    • Наборы карточек стоят дорого.
    • Ребенку нельзя отвлекаться во время урока.
    • Последовательность занятий нужно соблюдать неукоснительно.
    • Перерывы на несколько дней делать не рекомендуется, это может отразиться на полученных результатах.

Некоторое время назад на телевидении транслировалась передача на тему, как научить читать детей разного возраста. Рассматривались различные способы. В одной из передач выступал директор компании "Умница" Андрей Маниченко. Он является ярым приверженцем методики Домана. Его оппонент, Марьяна Безруких, профессор, академик, директор Института возрастной физиологии - убежденная его противница.

Спор разгорелся жаркий. В качестве доводов против этой методики приводился аргумент ее "срока давности". В те времена человеческий мозг был почти не изучен. Даже в наши дни в исследованиях мозга еще очень много белых пятен. Исследования влияния на человека методики Домана не проводились, поэтому утверждать что-то определенное по этому вопросу трудно.

Традиционный способ: «Букварь»

Как научить читать ребенка, советские люди знали точно. Все дети это делали по "Букварю" и "Азбуке". Некоторое время после перестройки не предлагалось никаких альтернативных методов. Большинство родителей сами постигали это умение по традиционным советским образовательным программам.

Это только нам, взрослым, представляется, что все так легко и просто. Такой метод обучения довольно сложен для ребенка. Буквы родного языка, которые пишутся совсем не так, как слышатся, вносят сумятицу в юную голову. Алфавит кажется им инопланетными надписями или китайскими иероглифами, в которых разобраться совершенно невозможно.

Николай Зайцев предлагает взрослым попробовать поставить себя на место малыша: маленькие черные буковки все на одно лицо, как букашки и козявки; там есть какие-то гласные, согласные, мягкие, твердые. Разве тут можно понять "что и почему"? Так малыш просто может испугаться всей этой абракадабры, и родителям потом долго придется придумывать, как научить читать своего наследника.

Даже Олеся Жукова, которая всю жизнь пишет "Буквари" для детей, говорит, что обучение чтению основывается на буквенно-звуковом сравнении слов, умении находить связь между звуками и буквами. Такой анализ не под силу маленьким детям. Этого можно добиться только в более осознанном возрасте.

  • Положительные стороны:
    • Как малыша учить читать по "Букварю", понятно всем без исключения. Особого изучения и подготовки родителей он не требует.
    • Так обучают детей уже много десятилетий. Метод является признанным государственными органами образования.
    • Можно сделать перерыв при необходимости. На полученные знания это сильно не повлияет.
  • Отрицательные стороны:
    • Способ не подходит для детей младшего возраста.
    • Этим методом невозможно обучить чтению умственно отсталых детишек.
    • Занятия скучные и утомительные, как морально, так и физически.

Как же эффективнее учить малыша?

Мы разобрали плюсы и минусы трех самых популярных систем, отвечающих задаче, как научить читать ребенка. Какую из них выбрать, нужно решить самим родителям. Это должно исходить из собственных возможностей, возраста и способностей малыша. Родители должны с удовольствием и интересом проводить обучение, иначе для ребенка эти занятия тоже не будут интересны. Он начнет воспринимать их как повинность, что однозначно отразится на его дальнейшем стремлении учиться. Мы желаем вам удачи и терпения!

Алексей Буров, генеральный директор ООО "Раннее развитие"

© Алексей Буров 18.08.2015 18.11.2017