МЕНЮ
САЙТА
КУБИКИ ЗАЙЦЕВА
+7-495-509-4224, +7-929-9000-196
КУБИКИ ЗАЙЦЕВА
+7-929-9000-196

Как играть в «Кубики Зайцева» с детьми от года до 3 лет


Начало занятий

Если вы уже начали заниматься, продолжайте выполнять упражнения, описанные на страницах от 0 до 6 месяцев и от 6 месяцев, но постепенно заменяйте их более сложными, о которых сейчас пойдет речь.

Игру "Пишем вместе" можно отменить.

Если вы используете мини-таблички (складовые ленточки), меняйте их местами, запутывая малыша, не давайте ему ориентироваться на место расположения, пусть опирается на текст. Можно снять со стены несколько очень знакомых ленточек и предлагать ребенку выбирать нужную из двух-трех и более.

Если малышу нравится, оставьте одну-две выставки. Но можно полностью заменить их альбомами и использованием игрушек в “Активной игре в кубики”.

Ну, а если вы только приступаете к занятиям, начните со свободной игры в кубики. Чем старше ребенок, тем меньше ему надо времени на “раскачку”, на освоение более легких приемов работы. Возможно, что ему будет по силам осваивать все упражнения одновременно.


Активная игра в кубики

Приготовьте в вашей квартире место для кубиков. Возможно, уже настало время, когда их можно ввести в свободное обращение. Ребенок уже способен понимать, что от кубиков можно получить удовольствие, даже если не дают грызть их или мять. Если это не так, продолжайте убирать кубики после каждой игры в недоступное место, а слова оставлять на верхних полках, до которых малыш не сможет дотянуться.

Лучше всего для активных игр подойдет этажерка с неширокими полочками. Полочек может быть от трех до восьми и более, как получится. Внизу - самая высокая и вместительная полка: там будут храниться кубики. Можно, например, подставить под вашу этажерку обычную книжную полку (прямо на пол). Вверху - полочки поменьше, на них вы будете писать слова.

Желательно все это расположить в максимальной близости от пола, чтобы малыш мог в любой момент подойти и взять любой кубик, да еще так, чтобы вы, сидя на полу (чтобы не стоять согнувшись), смогли достать до самой верхней полочки рукой.

Итак, чтобы поиграть в эту игру, лучше всего сесть на пол, а ребенка посадить на колени, или пусть он просто стоит рядом с вами.

Пишите при ребенке несколько слов:

  • или называя кубик, который берете в руки (не надо показывать каждый склад на кубике, лучше пропеть попевку, пока ищите нужный склад),

  • и/или называя склад, который вам нужен на этом кубике и прочитывая все слово, когда оно будет готово.

Если вам совершенно "не поется", то можете просто проговаривать складовую попевку. За один раз можно составить от 5 до 10 слов. По нескольку раз прочитать и показать каждое, попросить малыша показать вслед за вами 1-2-3 слова, постепенно приближаясь к узнаванию всех слов. Игра проводится хотя бы один раз в день (желательно!), и лучше в одно и то же время.

Слова остаются стоять на полках до следующей игры. Составляя слова, используйте, например, любимую игрушку, для которой вы пишете. Можно к каждому написанному слову подбирать картинку или соответствующий предмет (естественно, небольшого размера). Или же сначала брать картинку (или предмет) и подписывать их.

В течение всего дня можно несколько раз о них вспомнить, подойти и посмотреть. Если малыш разобрал, то есть разломал мигом все слова, как только вы поиграли, ничего страшного, соберите потом все снова и поставьте на полки. Пусть они еще и еще раз попадутся ему на глаза. Можете переставлять слова местами в течение дня.

Как только ребенок начал говорить, хотя бы одно-два слова из его активного словаря держите подольше в игре (то есть ставьте на полку несколько дней подряд). Необходимо дождаться, чтобы малыш сам показал слово и сам сказал его. А это и будет началом чтения. Неважно, что он, скорее всего, запомнил все слово! Главное, что он не побоялся произнести написанное вслух. Но поскольку он видит, из каких именно складов состоит это слово, то, скорее всего, вскоре будет узнавать их и в других словах и попытается их прочитать. В этой ситуации главное не показывать ребенку, как вы ждете, когда он произнесет написанное слово. Желательно, чтобы все получилось совершенно непроизвольно, незаметно, обыденно. Малыш не должен заметить, что он сделал что-то совершенно недоступное его возрасту. Но похвалу вашу при этом он, конечно, заслужил.

А если он долго не произносит слова или один раз произнес, а потом неделю-две - тишина? Не огорчайтесь и не настаивайте на том, что он может, что у него должно получаться и так далее. Он должен научиться делать это автоматически, как ни в чем ни бывало, а не под вашим нажимом. Если вы будете заниматься с ним регулярно, если он начнет разговаривать, верьте - и на вашей улице будет праздник! - малыш рано или поздно вдруг произнесет написанное так же легко, как он его показывает.

Один-два раза в день попросите малыша принести вам какое-нибудь слово, стоящее на полке для кубиков (и которое вы читали сегодня) в тот момент, когда вы находитесь, например, в другой комнате или в кухне. Малыш может в ответ принести любое другое слово. Поставьте кубики на стол, скажите: "Спасибо! Только ты принес мне слово НОС, а теперь принеси, пожалуйста, слово КОТ, как я тебя просила!"

Если малыш опять ошибается, вы опять прочитываете ему слово, которое он принес и просите принести нужное. Только не употребляйте в своей речи слова: "Нет", "Ошибка", "Неправильно", "Что ж ты так!" Только положительные эмоции! Если малыш принес нужное слово, да еще если он способен его произнести, спросите, как бы невзначай, "Что ты принес?" - "Правильно, ты принес слово КОТ!"


Активный словарь

Подрастающий малыш ежедневно пополняет свой словарный запас. Послушайте, что говорит ваш ребенок и запишите все слова на отдельный листок. Теперь подумайте, какие из этих слов вы можете проиллюстрировать. Напишите их на небольших листочках крупным шрифтом, выделяя склады.

Листочки вставьте в страницы фотоальбома. На одном развороте должно быть одно слово, чтобы не сбивать малыша с толку. После каждого слова, на следующем развороте разместите картинку, это слово иллюстрирующую.

Просматривайте словарик каждый день, называйте малышу слова, показывайте картинки.

Через некоторое время, когда малыш просмотрит словарь не один раз, перед тем, как произнести следующее слово, сделайте небольшую паузу. Возможно, малыш сам произнесет слово, которое будет у него перед глазами. Конечно, это еще не чтение. Он просто запоминает порядок слов и как бы ждет следующее слово.

В один прекрасный момент переставьте все слова и картинки в альбоме. Малыш начнет путаться. Но постепенно он запомнит внешний вид слова, и будет называть его правильно.

Главное в занятиях по этому словарику - научить малыша не бояться произносить вслух написанное слово.


Чтение «про себя»

Время от времени пишите кубиками названия частей тела или хорошо знакомых предметов и, показав несколько раз нужные предметы, прочитывая слова, попросите ребенка показать, что здесь написано. То есть напишите НОГА и покажите его ногу, попросите и малыша показать, где у него нога. Опять вернитесь к слову, скажите, что здесь написано и опять попросите его самого показать, что написано.

Если он начнет понимать смысл игры, предлагайте другие знакомые слова, просите показать, что написано. Если не получается с первого раза, подсказывайте. На самом деле, может не получаться довольно долго. Надо приучить ребенка к тому, что он может понимать смысл прочитанного слова, даже не произнесенного вслух, понимать, что у каждого слова есть значение.


Маленькие альбомы

После года можно использовать не только большие альбомы (формата А4), но и меньшего размера. Подойдут обычные фотоальбомы для фотографий размером 10x15 см, с мягкой обложкой. Они представляют собой маленькую книжечку с прозрачными кармашками. Думаю, многие пользуются ими по прямому назначению.

О том, как изготовить маленькие альбомы для разглядывания картинок и чтению слов по складам, читайте здесь.

Желательно иметь активную группу альбомов (только что сделанных), в которую добавлять или убирать из нее альбомы по интересу к ним ребенка. Когда альбом уже не очень интересует ребенка (а не тогда, когда совсем надоел), его переводят в пассив, а в актив добавляют новые. Активные альбомы смотрят хотя бы 2-3-4 раза в неделю, но лучше, конечно, хоть раз в день. Можно и больше. Пассивные - в любом количестве 1-10 раз в месяц (или сколько захотите).

Темы альбомов в этом возрасте могут повторять те, которые описаны на странице "Возраст 6-12 месяцев. Делаем альбомы".

Естественно, их содержание нужно постепенно усложнять. Кроме этого, можете дополнить их изображениями людей различных профессий, видами родного города, репродукциями картин (подпись к ним должна содержать не название картины и фамилию автора, а описывать содержание), картинками, изображающими музыкальные инструменты, другими изображениями, интересными вашему ребенку.


Игра «Перевертыши»

Заранее придумайте и напишите на небольшом листочке (шпаргалке для себя) группы слов, у которых в начале или в конце есть одинаковые склады, например:

  • Маша, Даша, каша, наша, ваша, ниша, Паша, Миша,
  • галка, палка, вилка, булка, белка, балка, пилка,
  • лейка, зайка, гайка, майка, сайка, чайка, лайка, рейка, шейка, мойка, сойка,
  • Митя, Витя, Катя, тётя, Петя,
  • Таня, Даня, Маня, баня, Саня, Аня, Ваня, Женя, Соня, Сеня, Лёня, Тоня,
  • чай, май, дай, пей, лей, бей, мой, пой,
  • мама, Маша, мало, мак,
  • пить, лить, мыть, бить, дать, петь, жить, шить,
  • придумайте другие цепочки слов.

Поставьте на полочку перед малышом первое слово из любой "цепочки", набранное из кубиков. Прочитайте его, попросите малыша, если он захочет, тоже произнести его. Потом замените один кубик и скажите: “Смотри, другое слово получилось! Было написано МАША, поставили ДА вместо МА, получилось слово ДАША!

Или без пространных объяснений прочтите новое слово и удивитесь. Дайте малышу несколько секунд, возможно, он сам захочет произнести слово, только не настаивайте, если он молчит. Потом так же поставьте следующее слово. Если малышу интересно, дойдите до конца списка. Если ему очень интересно, возьмите еще один список. Но не надо за один раз писать сразу все, что у вас есть. Дайте ему захотеть поиграть с вами еще. После нескольких повторений этой игры малыш может понять вдруг, что способен прочесть не только знакомые слова. Читал он раньше, например, слова МИША и ПАПА, а теперь может сам прочитать слово ПАША, оно ведь из знакомых складов состоит!


Игрушки на кубиках

Применение игрушек на занятиях с кубиками Зайцева Из кубиков (штук 6-8) делается дорожка или они расставляются отдельно (домики или кочки). Главное, чтобы склады были "лицом" к ребенку. Если вы будете ставить игрушки прямо на кубики, то верхние склады, если около кубиков - то их передняя сторона.

Итак, возьмите несколько маленьких игрушек (по количеству кубиков). Вместе с малышом ставьте игрушки на кубики: "ходите" по "дорожкам", "кочкам". Попросите ребенка поставить игрушку на тот или иной кубик (поселить в домик): "Пусть зайка живет в домике, на котором написано ПО (или другой склад произвольно; а можете подобрать склад - первый в слове, обозначающем эту игрушку: зайка - ЗА, волк - ВО, лиса - ЛИ).

Стимулируя малыша к произнесению складов, спрашивайте малыша: "Так в каком же домике живет зайка?" И так далее.


Игрушки пишут слова

Пусть маленькие игрушки "приносят" (вашими руками) кубики (могут заодно и спеть песенку этого кубика) и пишут слова. Зайка принес ЛА, жираф принес М, слоненок принес ПА. Ставите все это рядом, а на кубики - игрушки. Сидите так, чтобы малышу был виден "фасад" кубика - передняя часть. Игрушки, написавшие слово, прыгают по кубикам по очереди, называя свой кубик, а получается слово ЛАМПА. Так можно играть с любыми недлинными словами.


Пишем кубиками

Когда малыш хорошо освоится с кубиками, будет играть в них с удовольствием, начнет прочитывать первые слова, начните учить его писать слова самостоятельно. Чтобы на этом пути у вас и у малыша не возникло никаких трудностей, начинайте с самого простого, двигаясь дальше очень маленькими шагами - то есть, вводя более сложные задания постепенно, не настаивая на выполнении, если у ребенка не получается.

Возьмите два кубика со складами МА, дайте ребенку в руки и попросите поставить на полку. Когда малыш это сделает, скажите, что он молодец, что он сам написал слово МАМА. Попросите ребенка показать, где слово МАМА или прочитать его. Потом уберите кубики и сделайте все сначала. Повторите то же самое со словом ПАПА и именем ребенка (если оно не очень длинное). Задания предельно просты - вы находите нужные кубики и нужные склады на них, ребенку остается только поставить их рядом на полку.

Занятия с кубиками Зайцева Когда малыш научится находить склады на кубиках, научите его находить нужный кубик. Только не предлагайте выбирать из всего комплекта, дайте всего три-четыре кубика и предложите из них выбрать нужный. Если малыш затрудняется, сначала "пропойте" все кубики (или назовите), а только потом предложите найти нужный. Постепенно перейдите к поиску без подсказки.

Потом попробуйте вместе с ребенком искать кубик, нужный для того или иного слова: называйте слово, допустим ВАЗА, произносите первый склад: ВАЗА - сначала найдем ВА. Затем спрашивайте, какой именно кубик нужен. Если малыш сам не находит, произнесите название кубика: ВА будем искать на кубике ВУ-ВО-ВА-ВЭ-ВЫ-В и так далее. Для выбора предоставьте ребенку опять же не весь комплект, а четыре-пять кубиков.

Постепенно уменьшайте количество подсказок на всех этапах выполнения заданий. И, соответственно, когда ребенок научится подбирать нужные кубики к словам, пусть попробует писать простые слова совершенно самостоятельно.


Коротко о результатах

Если ребенок начал читать, не стоит прекращать занятия с "Кубиками Зайцева". Тренируйтесь в написании слов из кубиков и по таблицам.

Не спешите давать ребенку настоящие книги - текст там слишком мелкий, а информация довольно сложна для самостоятельного осознания малышом трех лет.

Важно! Старайтесь никогда не просить ребенка продемонстрировать на людях свое умение читать. Не делайте из него дрессированную собачку. Это будет тешить ваше самолюбие, но может травмировать ребенка. Или же, наоборот, восторги окружающих заронят в ребенке сознание своей необычности, гениальности.

Кстати, если ребенок начнет обращать внимание, что другие дети - его сверстники еще не умеют читать, постарайтесь объяснить малышу, что это, во-первых, не его заслуга. Ему просто повезло, что мама уже успела его научить. А во-вторых, в этом нет ничего особенного. Все в итоге научатся, рано или поздно.

Ну а если вы занимаетесь уже довольно долго, а малыш и не собирается сам произносить вслух увиденные слова, не отчаивайтесь. Всему свое время, продолжайте заниматься, не наращивая темпа слишком быстро. Малыш пока находится в стадии накопления информации. Придет время и он выплеснет ее, начнет и читать, и писать с большим удовольствием, если вы на него не давили и ждали каждый день, когда же, наконец, это случится.

© Лена Данилова

© Алексей Буров 18.08.2015 29.05.2017